Как часто мы проявляем внимание ко всему, что происходит вокруг? Или задумываемся о жертвах прошлого, чтобы события не повторялись? А что каждый из нас может сказать о милосердии? Многие люди хотят не только работать, отдыхать, но и делать что-то полезное для окружающих. Участники «Общины св. Эгидия» на протяжении долгих лет помогают бездомным людям, ведут межрелигиозный диалог, выступают миротворцами в вооруженных конфликтах. А недавно мы узнали и про другую сторону деятельности Общины – прославлении и сохранении памяти жертв геноцидов XX-XXI веков. Об Общине, о милосердии, о памяти геноцидов, включая Геноцид армян – наш разговор с Алессандро Салаконе, представителем «Общины св. Эгидия» в Москве.
– Благодарю за поздравления. У нас есть группы из нашей Общины, не представительства. И они сейчас в 70-ти странах мира.
– «Община св. Эгидия» – это движение или по-вашему можно сказать «братство» состоящее из маленьких или больших группы, обычно из местных жителей, которые вдохновляются духом и идеалами Общины.
– Конечно, те студенты, которые создали Общину, она тогда даже не называлась «Община св. Эгидия», не могли предвидеть, в какую масштабную организацию она превратится. А в ходе своего развития изменения, конечно же, были, и они неизбежны, я бы сказал, что достаточно естественны, потому что и мир сильно поменялся за эти 50 лет.
– Мы с этим вопросом не раз сталкивались, но поняли, что нигде не можешь сказать «у меня по-другому», потому что, в конце концов, желания, проблемы и просто мечты в сердце у человека — они более-менее одинаковы у каждого в этом мире. Конечно, бывают разные ситуации. К слову, в таких общинах, которые находятся в странах, где тяжело быть христианами, в местах, где они подвержены гонениям. Речь идет, например, о наших друзьях из Пакистана или из очень-очень бедных стран, таких как Африка. В таких случаях даже разумно сказать «у нас по-другому». Вообще, «Община св. Эгидия» опирается на евангельский дух и идеалы. А Евангелие – это, в целом, одно и то же для всех людей. Понятно, что есть определенные реалии, обычаи, которые дополняют этот дух. Но дух «Общины св. Эгидия» не экспортируется. Это дух, который местные люди разделяют.
– Я знаю обе ситуации, и они, в принципе, сильно отличаются. Во-первых, наша Община в Новаре открыла эту столовую не специально на улице, где жил мэр, так вышло случайно. Община долгие годы работала в том городе, смогла утвердить свой авторитет. Поэтому, когда это место открылось, ни у кого не возникало опасений, люди знали подходы нашей Общины, нашу деятельность. Например, мы обращаем большое внимание на то, где открываем заведения для бедных. Выбираем красивые, хорошие места, в первую очередь для тех, кто их посещает. Стараемся избегать мест скоплений людей, массовок. Конечно, в каждом городе бывает по-разному. Именно поэтому мы очень много работаем с жителями, чтобы распространить культуру милосердия. Запуская какие-то проекты, стараемся всегда подготовить почву, чтобы не вызывать конфликтов.
– В Армении ее нет. Но с вашей страной и церковью у нас очень-очень давние связи. Знакомство с Арменией произошло еще через историю вашего народа, вашей церкви. Мы знаем, что пришлось пережить и как страдали армяне при первом геноциде ХХ века. В нашей Общине есть историки, да и сам её основатель, профессор Рикарди, стал крупным историком, он занимался, в том числе, и темой мученичества, и вопросами Армянской церкви
– Мы поддерживали отношения с представителями вашей церкви, с приснопамятным католикосом Гарегином I. И, когда стало возможно, посещали Армению, знакомились с ее жителями, с разными священниками, епископами. Вообще, большая честь, что у нас есть связи с Армянской церковью. Нынешний католикос нас хорошо знает, несколько раз посещал нашу Общину в Риме, присутствовал на крупных мероприятиях, организованных нами в других странах. Я хорошо помню, как он посетил очень значимое место для нашей Общины в Риме – храм святого Варфоломея на острове Тиберина, посвященный новомученикам XX века.
– Армянская церковь подарила нам один артефакт. Это крест, который был воздвигнут на месте массового убийства армян. Он находится в храме, в одной из часовен, посвященной мученикам ХХ века. Также в другой церкви Общины, где находится и наша штаб-квартира, есть камень от страшного землетрясения, которое было в Армении. В тот период «Община св. Эгидия» отправила гуманитарную помощь стране и была близка к вашему народу.
– Я считаю, что нельзя забывать ни в коем случае. Даже «темные» и «черные» события наших народов – это истории, которые указывают нам путь в будущее. Но помнить – не значит мстить. Христианская вера подразумевает смотреть в прошлое как раз с вопросом прощения. Очень важно, чтобы будущие поколения знали историю своего народа и не только, а также истории других христиан, которые страдали.
– Эта фраза берет свои корни со Второго Ватиканского собора. Можно сказать, что это взгляд церкви на мир. Быть христианами внутри истории – значит не смотреть абстрактно на свою современность, чувствовать, что каждый из нас живет в определенный момент истории и даже исторически призван ее изменить. Главное проживать свою веру не абстрактно. Мир меняется, и взгляды христиан тоже меняются из-за новых вызовов, вопросов, которые ставит история. А что касается тяжелых периодов, терроризма и прочее, то в принципе нет всегда хороших моментов в истории. И когда мы смотрим на ХХ век, трудно сказать, что было менее сложно, чем сегодня, мы как раз говорили о мученичестве. Важно помнить о том, что Господь действует в истории, в ней еще есть и духовные течения, которые происходят даже, если мы их не видим.
– Во-первых, как бы банально это ни звучало, для начала просто заметить, что эти люди есть в городе. Часто мы их не замечаем и проходим мимо. На самом деле помочь можно по-разному: принести тёплую одежду, накормить едой, угостить чем-то горячим, позвонить в необходимые организации, я знаю, что в Москве они есть. Например, если вы увидите, как человек спит на улице, то хотя бы подойти и разбудить его, спасти жизнь, потому что в такую погоду замерзнуть можно легко в течение часа.
Беседовала Екатерина Пруидзе