Милосердие рождается из внимания
Загрузка
X


Милосердие рождается из внимания

Ежедневник / 30.03.2019

Как часто мы проявляем внимание ко всему, что происходит вокруг? Или задумываемся о жертвах прошлого, чтобы события не повторялись? А что каждый из нас может сказать о милосердии? Многие люди хотят не только работать, отдыхать, но и делать что-то полезное для окружающих. Участники «Общины св. Эгидия»  на протяжении долгих лет  помогают бездомным людям, ведут межрелигиозный диалог, выступают миротворцами в вооруженных конфликтах. А недавно  мы узнали и про другую сторону деятельности Общины  – прославлении и сохранении памяти жертв геноцидов  XX-XXI веков. Об Общине, о милосердии, о памяти геноцидов, включая Геноцид армян – наш разговор с Алессандро Салаконе, представителем «Общины св. Эгидия» в Москве.

– «Община св. Эгидия» отметила знаменательную дату – 51 год.  От себя и от нашего журнала поздравляю с прошедшим праздником, это очень значительный возраст. Насколько выросла Община за эти полвека, в скольких странах сегодня существуют её представительства?

– Благодарю за поздравления. У нас есть группы из нашей Общины, не представительства. И они сейчас в 70-ти странах мира.

А что значит «группы»? Как я понимаю, есть какое-то принципиальное отличие?

– «Община св. Эгидия» – это движение или по-вашему можно сказать «братство» состоящее из маленьких или больших группы, обычно из местных жителей, которые вдохновляются духом и идеалами Общины.

– Когда-то и сама Община родилась в Риме из маленькой группы студентов. Оглядываясь назад, сильные ли изменения она претерпела?

– Конечно, те студенты, которые создали Общину, она тогда даже не называлась «Община св. Эгидия», не могли предвидеть, в какую масштабную организацию она превратится. А в ходе своего развития изменения, конечно же, были, и они неизбежны, я бы сказал, что достаточно естественны, потому что и мир сильно поменялся за эти 50 лет.

– Согласна с вами. И в каждой стране свой менталитет. А наблюдаются ли отличия в той или иной стране со стороны местных жителей в поддержке идей Общины?

– Мы с этим вопросом не раз сталкивались, но поняли, что нигде не можешь сказать «у меня по-другому», потому что, в конце концов, желания, проблемы и просто мечты в сердце у человека — они более-менее одинаковы у каждого в этом мире. Конечно, бывают разные ситуации. К слову, в таких общинах, которые находятся в странах, где тяжело быть христианами, в местах, где они подвержены гонениям. Речь идет, например, о наших друзьях из Пакистана или из очень-очень бедных стран, таких как Африка. В таких случаях даже разумно сказать «у нас по-другому». Вообще, «Община св. Эгидия» опирается на евангельский дух и идеалы. А Евангелие – это, в целом, одно и то же для всех людей. Понятно, что есть определенные реалии, обычаи, которые дополняют этот дух. Но дух «Общины св. Эгидия»  не экспортируется. Это дух, который местные люди разделяют.

– Вы как раз подвели меня к вопросу о разном понимании. В Москве открывают прачечную для бездомных и жители района в панике. В то время как в городе Новара столовая для бездомных находится на той же улице, что и дом мэра, и все довольны. Как думаете, с чем это связано? Какие пути решения таких ситуаций вы видите?

– Я знаю обе ситуации, и они, в принципе, сильно отличаются. Во-первых, наша Община в Новаре открыла эту столовую не специально на улице, где жил мэр, так вышло случайно. Община долгие годы работала в том городе, смогла утвердить свой авторитет. Поэтому, когда это место открылось, ни у кого не возникало опасений, люди знали подходы нашей Общины, нашу деятельность. Например, мы обращаем большое внимание на то, где открываем заведения для бедных. Выбираем красивые, хорошие места, в первую очередь для тех, кто их посещает. Стараемся избегать мест скоплений людей, массовок. Конечно, в каждом городе бывает по-разному. Именно поэтому мы очень много работаем с жителями, чтобы распространить культуру милосердия. Запуская какие-то проекты, стараемся всегда подготовить почву, чтобы не вызывать конфликтов.

– Есть ли группа вашей Общины  в Армении?

– В Армении ее нет. Но с вашей страной и церковью у нас очень-очень давние связи. Знакомство с Арменией произошло еще через историю вашего народа, вашей церкви. Мы знаем, что пришлось пережить и как страдали армяне при первом геноциде ХХ века. В нашей Общине есть историки, да и сам её основатель, профессор Рикарди, стал крупным историком, он занимался, в том числе, и темой мученичества, и вопросами Армянской церкви

– Значит, отношения с Арменией поддерживаются? Расскажите поподробнее про храм апостола Варфоломея на Тибре, про идею поминания жертв гонений и геноцидов?

– Мы поддерживали отношения с представителями вашей церкви, с приснопамятным католикосом Гарегином I. И, когда стало возможно, посещали Армению, знакомились с ее жителями, с разными священниками, епископами. Вообще, большая честь, что у нас есть связи с Армянской церковью. Нынешний католикос нас хорошо знает, несколько раз посещал нашу Общину в Риме, присутствовал на крупных мероприятиях, организованных нами в других странах. Я хорошо помню, как он посетил очень значимое место для нашей Общины в Риме – храм святого Варфоломея на острове Тиберина, посвященный новомученикам XX века.

– Что представлено про Геноцид армян? Какие экспонаты, как и откуда попали?

– Армянская церковь подарила нам один артефакт. Это крест, который был воздвигнут на месте массового убийства армян. Он находится в храме, в одной из часовен, посвященной мученикам ХХ века. Также в другой церкви Общины, где находится и наша штаб-квартира, есть камень от страшного землетрясения, которое было в Армении. В тот период «Община св. Эгидия» отправила гуманитарную помощь стране и была близка к вашему народу.

– Это очень приятно, что ваша Община помнит и разделяет с армянским народом такие трагические для него события. Хотя часто армянам говорят забыть негативное, что все это — прошлое. Как вы думаете, почему так важно помнить и поминать?

– Я считаю, что нельзя забывать ни в коем случае. Даже «темные» и «черные» события наших народов – это истории, которые указывают нам путь в будущее. Но помнить – не значит мстить. Христианская вера подразумевает смотреть в прошлое как раз с вопросом прощения. Очень важно, чтобы будущие поколения знали историю своего народа и не только, а также истории других христиан, которые страдали.

– В одном из интервью основатель Общины  Андреа Рикарди  кратко определил призвание ее членов как: «Быть христианами внутри истории». Что это значит? Ведь современную историю описывают с глобальной проблемой терроризма и насилия с одной стороны, и массовой культурой потребительства и равнодушия – с другой. Или все же мир выглядит иначе?

– Эта фраза берет свои корни со Второго Ватиканского собора. Можно сказать, что это взгляд церкви на мир. Быть христианами внутри истории – значит  не смотреть абстрактно на свою современность, чувствовать, что каждый из нас живет в определенный момент истории и даже исторически призван ее изменить. Главное проживать свою веру не абстрактно. Мир меняется, и взгляды христиан тоже меняются из-за новых вызовов, вопросов, которые ставит история. А что касается тяжелых периодов, терроризма и прочее, то в принципе нет всегда хороших моментов в истории. И когда мы смотрим на ХХ век, трудно сказать, что было менее сложно, чем сегодня, мы как раз говорили о мученичестве. Важно помнить о том, что Господь действует в истории, в ней еще есть и духовные течения, которые происходят даже, если мы их не видим.

– Как говорится, хочешь изменить мир – начни с себя. Как и чем каждый человек может помочь бездомному или пожилому, например, сейчас, когда холодно?

– Во-первых, как бы банально это ни звучало, для начала просто заметить, что эти люди есть в городе. Часто мы их не замечаем и проходим мимо. На самом деле помочь можно по-разному: принести тёплую одежду, накормить едой, угостить чем-то горячим, позвонить в необходимые организации, я знаю, что в Москве они есть. Например, если вы увидите, как человек спит на улице, то хотя бы подойти и разбудить его, спасти жизнь, потому что в такую погоду замерзнуть можно легко в течение часа.

Беседовала Екатерина Пруидзе