ЗАРЕ СИНАНЯН: «Армянская община России представляет для Армении один из самых больших потенциалов»
Загрузка
X


ЗАРЕ СИНАНЯН: «Армянская община России представляет для Армении один из самых больших потенциалов»

Ежедневник / 19.06.2019

Главный комиссар по делам диаспоры Заре Синанян рассказал о приоритетах в своей работе и основных направлениях, с которых он планирует начать деятельность. 

Фото: www.latimes.com

Резиденция в Ереване, сам – в диаспоре 

Как отметил Синанян в интервью Общественному телеканалу Армении, многие функции комиссара будут отличаться от действующего ранее министерства. В частности, образовательные, спортивные и культурные программы отныне будет осуществлять соответствующее министерство, все остальные вопросы остаются в ведении комиссара. 

Комиссар будет подотчетен только премьеру и не обязан присутствовать на отчетах в парламенте и правительстве. Тем самым правительство выказывает не пренебрежение в отношении диаспоры, как многие подумали вначале в связи с ликвидацией Министерства диаспоры, а наоборот премьер показывает диаспоре, насколько важны взаимоотношения Армения-Диаспора. 

«Это позволит комиссару больше времени находиться в диаспоре и работать с ней, не будет необходимости постоянно находиться в Ереване. Хотя основной резиденцией является Ереван, однако предполагается, что физически я буду находиться больше в диаспоре и проводить там много времени»– сказал Синанян. 

Мы, в основном, не знаем диаспоры 

Как считает Синанян, Министерство диаспоры должно было разработать и реализовать политику взаимоотношений государства с диаспорой, однако оно этого не сделало. Этот вопрос остается одной из основных функций нового офиса. 

«Мы должны суметь разработать политику, в результате которой будет возможно поднять взаимоотношения Армения-Диаспора на максимальный уровень. Для разработки политики необходимо понять огромную диаспору, которую мы, по сути, в основном не знаем», сказал Синанян. 

В качестве причины он отметил отсутствие целенаправленной работы в данном направлении за последние 10 лет. Он отметил, что диаспора представляет из себя многочисленные общины, которые очень сильно отличаются как по взглядам, так и происхождению, действуют в различных политических системах и даже в пределах одного государства они сильно отличаются. В качестве примера он отметил армянскую диаспору России, которая отличается по регионам, подчеркнув, что аналогичная ситуация и в США, где диаспора Южной Калифорнии отличается от Нью-Йорка. По его словам, есть также отличия между поколениями, уровнях интеграции, ассимиляции, интересу к Армении. 

«Это должно быть системно и глубоко изучено, чтобы понять, с кем мы имеем дело, предложить индивидуальные подходы и наладить отношения на научной основе», сказал Синанян. 

Репатриация как самый высокий показатель успеха 

Говоря о приоритетах своей работы, Синанян отметил, что основной задачей является сохранение диаспоры, чтобы она не ассимилировалась полностью в своих странах, подчеркнув, что это является морально-психологическим, стратегическим вопросом сохранения нации.

«Мы маленькая страна, и основная часть населения проживает за рубежом, превышая местное население по численности в 2,5раза. Армянская диаспора представляет из себя не только научный, информационный, финансовый, профессиональный потенциал. Ее представители также являются потенциальными репатриантами. Необходимо разработать такую политику и создать такое государство, в том числе с их помощью, чтобы максимальное число людей репатриировалось», сказал Синанян. 

Он отметил, что в истории современной Армении были случаи репатриации, ярким примером чего является бум 40-х гг., когда в Армению вернулись 300-350 тыс. человек, однако из-за плохой организации, неготовности местного населения, бедности в результате Второй мировой войны, последствия были негативными. 

По его словам, можно предпринять подобные шаги, но делать их продуманно, осознанно с проявлением государственного подхода, а для этого необходимо исследовать опыт других стран. В качестве примера он отметил Израиль, который благодаря грамотной политике нарастил численность населения со 100 тыс. человек в 1915 году до нынешних более 8,5 млн. Он также отметил, что в отличие от Израиля Армения не смогла грамотно организовать репатриацию армян из Сирии и Ирака. В результате этого многие беженцы, приехав в Армению, вскоре выехали в третьи страны из-за отсутствия условий. 

«Необходимо разработать политику не только для того, чтобы быть готовыми к подобным форс-мажорным обстоятельствам, но чтобы мы диктовали историю, стимулировали наших соотечественников вернуться. Для этого мы изучим диаспору. Именно поэтому необходимо, чтобы я постоянно находился в диаспоре, чтобы проанализировать и разработать политику для разных общин», сказал Синанян. 

Он также отметил, что для этого Армения в глобальном плане должна укрепиться и сейчас в результате революции страна имеет историческую возможность для проведения ребрендинга. 

«Страна, которая ассоциировалась с негативными явлениями, уже очистилась. В диаспоре есть осознание, что это новое государство, новая родина, ветви власти реформируются. Я уверен, что все это приведет к стимулированию естественной репатриации и изменению настроений в диаспоре. Изменения уже есть, и мы должны фактами регулярно доказывать, что в стране многое изменилось, что нынешняя Армения – родина для всех, а не только место, где можно умереть. Это место – где надо жить. Армения должна стать страной, где каждый армянин должен стремиться побывать и жить»,  сказал Синанян.
Он отметил, что репатриация как конечный результат будет самым высоким показателем успеха его деятельности, добавив, что есть и другие направления экономика, инвестиции.

«Армения заинтересована в том, чтобы хотя бы какая-то часть финансового потенциала диаспоры была направлено в страну. Ресурс очень огромный, пока лишь малая толика использовалась для стимулирования армянской экономики», сказал Синанян.
Что касается вопроса участия диаспоры в деле государственного строительства, Синанян подчеркнул, что были различные подходы, в том числе предоставление возможности голосования на выборах, что неправильно. По его словам, есть и другие форматы, чтобы диаспора была максимально вовлечена во все сферы жизни Армении без создания опасных предусловий. Речь идет об участии в таких сферах как экономика, политика и других.

 

База данных диаспоры


Как считает Синанян, Армения сегодня однозначно не понимает свою диаспору, проявляла к ним неправильные подходы, а сами взаимоотношения были нечестными, поскольку правительство не было заинтересовано в реальном вовлечении диаспоры в экономической жизни Армении и ограничивалось только образовательным или культурным компонентом.
В качестве примера он отметил, что в министерстве есть сборник, в котором представлены данные представителей армянской диаспоры, была проделана работы и создан информационный банк, куда включены всего 20 тыс. человек из 7 млн. диаспоры.
«Я уверен, что 30-40% данной информации уже неактуально, однако важно, чтобы правительство имело хорошую базу данных, в нее были включены те представители диаспоры, которые имеют определенный авторитет», сказал Синанян.


Начнем с России


Синанян считает, что начать свою работу он должен с России, поскольку там самая большая армянская община, географически самая распространенная и разнородная по составу.
«Армянская община России представляет для Армении один из самых больших потенциалов», сказал Синанян.
Отвечая на вопрос о том, может ли представитель американской диаспоры представлять интересы всех армян, проживающих за рубежом, он отметил, что он, в первую очередь, из Армении.

«Я родился в Армении, хотя большую часть жизни прожил в США. Я считаю, что тот, кто не жил в диаспоре, не имел к ней отношения, не прошел через это и не знаком со многими мелочами миграции, не знает их проблем, не может найти с ними общий язык и правильные решения», сказал Синанян

Источник: newsarmenia.am

ZHAM magazine | www.zham.ru