Фото из архива Национального филармонического оркестра Армении
Он входит в зал не как дирижер, а как проводник. Не поднимается на подиум, а растворяется в нем — будто сам становится частью партитуры. Эдуард Топчян не исполняет музыку. Он ее воскрешает.
Главный дирижер Армянского национального филармонического оркестра, он давно перестал быть просто «музыкантом с палочкой». Для него дирижирование — это не жест, а точность. Точность, с которой он выстраивает звуковые миры, граничит с алхимией. Он не диктует оркестру — он предлагает: «Давайте попробуем услышать эту фразу так, будто она рождается сейчас». И оркестр верит. Потому что он — не маэстро над музыкантами, а первый среди равных в этом священном братстве звука.
Его концертные программы — всегда вызов устоявшимся представлениям. Классика здесь соседствует с современностью не для галочки, а потому что Топчян слышит невидимые нити, связывающие эпохи. Он может поставить рядом Гайдна и армянского композитора-экспериментатора — и внезапно окажется, что они вели один диалог, просто в разные столетия.
Но главное его качество — умение слушать. Даже когда он молчит. Его паузы — не пустота, а ожидание. Как будто он дает музыке время проявиться во всей полноте. За кулисами концертного зала — другой Топчян. Тот, для кого звание «маэстро» — не самое важное.
Он — отец, который не навязывает детям любовь к классике, но естественно делится ею. В его доме музыка — не предмет культа, а часть повседневности, как воздух или свет из окон.
Он — муж, умеющий находить баланс между страстной преданностью искусству и тихой преданностью семье. После многочасовых репетиций он возвращается домой — не как уставший кумир, а как человек, для которого важны простые радости.
Он не носит славу как мантию. После концертов не прячется в гримерке от поклонников — стоит, улыбается, отвечает. И в этих разговорах нет ни капли «великого человека». Есть ЧЕЛОВЕК, который просто любит то, что делает.
Хотите услышать его мысли из первых уст? Скоро — разговор, где за каждым словом будет стоять целая жизнь в музыке.
Мое интервью с Эдуардом Топчяном — уже на подходе.
Текст: Анна Гиваргизян, главный редактор журнала «Жам». 2025 г.