В небольшом кабинете, где на стенах висят картины с причудливыми ликами, а на полках стоят сборники стихов, сидит человек, чья жизнь — словно живая иллюстрация к истории современной Армении. Григор — художник, поэт, основатель организации «Крест Армянского Единения», создатель культурных пространств, где переплетаются традиции и современность.
Это интервью — не просто разговор. Это путешествие по лабиринту мыслей человека, который видит искусство не как украшение жизни, а как ее основу. Здесь нет простых ответов, зато есть честные размышления о войне, памяти, творчестве и том, что значит быть армянином в XXI веке.
Основание и пройденный путь
— Как возникла идея создания организации «Крест Армянского Единения» в 1987 году?
— Главным импульсом для создания «Креста Армянского Единения» (благотворительной общественной организации) для меня и моих единомышленников была жажда свободного полёта, стремление к свободному воплощению мысли и воображения. Мы жили в Советском Союзе, где нам навязывали множество «можно» и ещё больше «нельзя». Речь шла не о вседозволенности, а о творческой свободе. Для нас было очень важно глубже познать свою природу и способствовать тому, чтобы мир узнал Армению и армян.
— КАЕ стал первой официальной общественной организацией независимой Армении. С какими трудностями вы столкнулись в начале пути?
— «Крест Армянского Единения» — одна из первых официально зарегистрированных организаций в Республике Армения. Трудностей было немало: и экономических, и идеологических, и связанных с восприятием общества, с отсутствием дальновидных сторонников. Теперь всё это — воспоминания, из которых соткана история нашего становления.
— Как изменились цели и методы работы КАЕ за 30 лет существования?
— Цели и методы «Креста Армянского Единения» за 38 лет принципиально не изменились, но мы всегда стараемся соответствовать духу времени и оставаться плодотворной структурой.
Среди самых важных программ — образовательные проекты для детей и молодёжи, помогающие им сориентироваться в этом сложном мире и построить свою жизнь.
Очень важна и программа трудоустройства пенсионеров — это поднимает их самооценку.
Также ключевым направлением является арт-терапия, где решается проблема социализации детей и молодежи с особенностями развития (аутизм).
— С 2003 года КАЕ активно использует метод образования через искусство. Как творчество помогает формировать активную гражданскую позицию у молодежи?
— Метод обучения через искусство легче связывает ребенка с его ценностями, приобщает его к культуре своего народа и мира. Образование без приправы искусства суховато, с искусством — гораздо вкуснее.
— Расскажите о вашей Школе искусств и Детской галерее. Как эти проекты влияют на развитие детей в регионе?
— В образовательном комплексе «Мачаненц» при «Кресте Армянского Единения» ежегодно обучаются 700 учеников. Они приезжают из Эчмиадзина и близлежащих сёл. У нас также работает детская галерея. Комплекс, где изучают ремесла, искусство и инновации, дает возможность детям региона, особенно из сел, получить альтернативное образование.
— Вы совмещаете роль художника, предпринимателя и общественного деятеля. Как эти направления дополняют друг друга?
— Сколько себя помню, во мне всегда жили художник, писатель, фотограф, предприниматель и общественный деятель. Они мирно уживаются и помогают друг другу. Например, туризм я считаю наукой взаимодействия культур, где есть место и искусству, и предпринимательству. Они становятся двумя сторонами одного тела, тренируя человеческий ум и воображение.
— Социальное предприятие «Мачаненц туризм и арт» знакомит мир с армянской культурой. Какие аспекты традиций вы стремитесь сохранить?
— Социальное предприятие «Дом Мачаненц» работает с 2010 года. Одна из его целей — представление культуры армянского быта: кухни, песен, танцев, традиций, виноделия, а также сохранение и демонстрация культур других народов, которые становятся нашими гостями.
— Вы основали множество культурных пространств: театр, музеи, галереи, «Погреб международных поэтов». Какой из этих проектов вам особенно дорог?
— В 2021 году мы объявили территорию «Мачаненц» социокультурной крепостью-городом, где есть музеи, галереи, «Винный погреб мировых поэтов», «Музей голосов сердца», театр с уникальными ответвлениями: пещерный театр с качающейся сценой, органический театр и другие.
Но для меня самое дорогое — это сам «Крест Армянского Единения», благотворительная общественная организация, которая стала основой для всех остальных структур.
— Ваши работы выставлялись в разных странах. Есть ли тема, объединяющая ваши работы?
— Мои необычные персонажи с искажёнными лицами отражают внутреннее состояние человека XXI века.
— Как ваша литературная деятельность пересекается с художественными и общественными проектами?
— Эту поэзию я пишу буквами и словами, а потом рисую кистью и красками — или наоборот. Это источники, стремящиеся друг к другу. Они сливаются в одной точке и живут.
Миссия, ценности и социальные вызовы
— Как искусство помогает укреплять связь Армении с диаспорой?
— Культурная война не признает перемирия. Твоя культура целостна, только если ты не оставляешь своих собратьев, живущих в разных уголках мира, и они не оставляют тебя. Взаимные визиты между армянскими общинами и родиной — необходимая работа, которую можно назвать строительством мостов между армянами. По этим мостам идет армянская культура — это твоя кожа. Важно сохранять ее здоровой и не допускать размывания.
— Что важнее всего передать подрастающему поколению?
— Осознанный гражданин формируется не сам по себе. Он — плод, растущий на ветке семейного и общественного дерева, и ему нужны опытные садовники.
Я бы попросил новое поколение быть ответственными, не предавать свою природу, не чувствовать себя лишними в мировом саду, познавать себя, проявлять уважение к своей нации и другим народам, понимая, что мы все — продукт одной мастерской: Божьей.
— После войны многие говорят об утрате ценностей. Что было утрачено?
— Война — это кризис и трагедия. Когда ты проигравшая сторона, происходят глубокие психологические и ценностные сдвиги.
Победители пытаются отвлечь проигравшие страны экономической активностью: дорогами, зданиями, борьбой с коррупцией. Всё это хорошо, если не часть сценария. Такие вещи часто становятся ясны лишь спустя годы.
Нам нужно исцелить наш дух, выпрямить спины, продолжать жить в непримиримости с тем стыдом, который оставила нам война, и найти способы сбросить эту рубашку стыда.
— Не привела ли романтизация жертвенности к инфантилизации общества?
— Для армянского общества этот вопрос очень чувствительный. Мы склонны фетишизировать и хорошее, и плохое, и героев, и предателей, проявляя крайности.
Каждый гражданин должен лично нести ответственность за формирующуюся реальность, а не надеяться на героев, которые сделают это за него.
— В чем секрет живучести армянской культуры?
— История показывает, что армянский народ способен восстать даже из пепла. Но XXI век изменил человеческую природу, в том числе и армянскую. Люди стали более эгоцентричными, равнодушными к чужой боли, голоду, жажде. Это ослабляет способность нации к возрождению.
Искусство и философия
— Как художнику сохранить «голос земли» в эпоху глобализации?
— XXI век — это волна глобализации, которая может выбросить на берег множество рыб, где они погибнут без воды.
Эта рыба — идентичность, жертва цунами глобализации. Идентичность, оторванная от живительной воды корней, исчезает, потому что ее кормят сладкой, но чужой пищей.
Человек не умирает, но перестает быть собой. Сохранить баланс между глобализацией и идентичностью крайне сложно.
Для художника это особенно трудно, ведь главный источник вдохновения — реки идентичности: голос земли, ее кровь.
XXI век наполняет наш стол множеством знакомых и незнакомых ценностей — вкусных и соблазнительных.
Нельзя слепо отдаваться волне глобализации, но и нельзя замыкаться в раковине идентичности.
— Как вернуть искусству роль глубокого диалога?
— Цифровизация принесла искусственный интеллект в искусство. Чтобы искусство оставалось инструментом диалога, художник не должен полагаться только на технологии.
Он должен оставаться верным естественным источникам, создавая «экологически чистое» искусство.
— Как художнику сохранить искренность?
— Художник иногда поддается соблазну, когда ему предлагают быстрый успех.
Между художником и заказчиком возникает торговля. Если художник остается верен своей совести, он не теряет свободу и не становится инструментом в чужих руках.
— Не убивает ли предпринимательство свободу творчества?
— Конечно, художник хотел бы заниматься только искусством. Но время требует от него быть и предпринимателем.
Редко случается, когда художник не мешает предпринимателю внутри себя, и наоборот.
— Может ли искусство стать «вакциной» от равнодушия?
— Человек XXI века перегружен информацией. В его голове — и жнец в поле, и дворник на улице, потому что у всех в кармане один и тот же телефон.
В его душе не остается места для сострадания. Здесь искусство может стать маяком, возвращающим человека к самому себе.
Искусство может стать прививкой от равнодушия.
Эпилог
Интервью завершено, но разговор — нет. Он только перешел в иную плоскость. Из слов, произнесенных здесь, над картинами с причудливыми ликами и сборниками стихов, сплеталось нечто большее — манифест. Манифест человека, отказавшегося выбирать между кистью и пером, между холстом и общественной трибуной, между глубокими корнями и смелым взглядом в будущее.
Григор Мачаненц — это воплощенное отрицание разрывов. Его жизнь — мост, перекинутый через пропасти времени и обстоятельств.
Мост между искусством и служением. Мост между поколениями. Мост между традицией и современностью. Мост между Арменией и миром.
Его «искаженные лики» — универсальный язык боли и поиска человека XXI века. Его туризм — не просто услуга, а наука взаимопонимания культур. Он не просто показывает Армению миру — он создает пространство «встречи», где миру есть что сказать Армении, и наоборот.
И самый главный мост — внутри самого человека. Художник, поэт, предприниматель, общественный деятель — не маски, которые он меняет, а грани единого кристалла. Они питают друг друга: предпринимательская жилка дает ресурс для искусства, искусство наполняет смыслом социальные проекты, поэзия озвучивает то, что не досказано красками.
Краски, слова и мосты. Они не рушатся. Потому что их строит не камень и не сталь, а неугасимая вера в то, что искусство — это воздух, память — это почва, а единение — единственный путь вперед через все бури века. Дверь в его кабинет закрылась, но свет из-под нее — тот самый свет творчества как основы бытия — продолжал струиться в наступающих сумерках.
Беседовала Анна Гиваргизян, главный редактор журнала «Жам». 2025 г.