Горан Брегович: 15 фактов о самом известном балканском кинокомпозиторе
Загрузка
X


Горан Брегович: 15 фактов о самом известном балканском кинокомпозиторе

Ежедневник / 18.12.2019

22 марта 1950 года родился Горан Брегович (Goran Bregović) - самый известный в мире балканский музыкант и композитор, бывший участник рок-группы Bijelo Dugme, автор музыки ко многим фильмам Эмира Кустурицы.

1. Горан Брегович родился в Сараево, в государстве, которого больше нет - Югославии. Тем не менее, до сих пор считает себя югославом, аргументируя тем, что его отец - хорват-католик, мать - православная сербка, а жена - боснийская мусульманка. Именно такое разнообразие было свойственно самой Югославии.

2. Учился в музыкальной школе по классу скрипки, но был отчислен из второго класса за «отсутствие таланта». После этого мальчик учился чему-то у своих друзей, пока однажды мать не подарила ему гитару. Горан Брегович играл в школьных группах и к 18 годам набрался достаточно опыта, чтобы успешно пройти прослушивание в популярную сараевскую группу Kodeksi. Достаточно сказать, что Kodeksi значительно вдохновлялись творчеством Led Zeppelin и Black Sabbath.

3. Настоящего звездного статуса Горану Бреговичу удалось получить в составе рок-группы Bijelo Dugme ("Белая пуговица"), образовавшейся в 1972 году. Брегович был автором большей части музыки и стихов группы. К концу 70-х годов Белая пуговица получила такую популярность среди стран Восточной Европы, что заговорили даже о феномене «дугомании» по аналогии с «битломанией». Коллектив прекратил свое существование в 1989 году - говорят, он распалась тогда, когда распалась сама Югославия.

4. Сегодня Горан Брегович не хочет играть рок, сделав выбор в пользу балканской, греческой, римской и всевозможной другой традиционной музыки. «Знаете, рок не существует в чистом виде, ему всегда нужен эффектный антураж, скандальные истории. Кроме того, наш рок, рок-музыка Bijelo Dugme, хотя и использовал народные мотивы, наряжался в западные одежды. Их до сих пор носит вся провинциальная музыка: югославская ли, русская ли, и поэтому для меня вся она большая или меньшая дрянь», - не постеснялся в выражениях музыкант в одном интервью.

5. Именно в музыкальной среде Горан Брегович впервые встретился с Эмиром Кустурицей, который тогда еще не снимал фильмы, зато играл на бас-гитаре в рок-группе. Они сразу понравились друг другу и решили непременно поработать вместе. Но эти планы осуществились только в конце 80-х, когда Кустурица пригласил Бреговича написать музыку к его фильму «Время цыган».

6. После «Времени цыган» последовали более чем успешные картины «Аризонская мечта» и «Андерграунд». Затем союз двух творческих и весьма своеобразных людей исчерпал себя - Брегович и Кустурица не работают вместе с 1995 года. Как шутит музыкант: «Даже если десять лет вы живете с Наоми Кэмпбелл...»

7. И до Кустурицы, и после, Горан Брегович писал музыку к фильмам. Среди его работ - музыка к «Королеве Марго» (1994), «Дороге в ад» (1999), «27 украденным поцелуям» (2000) и т.д. Работы композитора можно услышать и в российской картине «Турецкий гамбит» по одноименной книге Бориса Акунина. Так в прологе фильма звучит одна из самых известных песен в дискографии Бреговича - обработанная версия цыганской народной песни "Ederlezi".

8. Несмотря на успех в написании саундтреков, Горан Брегович не горит большим желанием посвящать этому всю жизнь. По его мнению, современное кино, насквозь подчиненное рынку, не стоит хорошей музыки. «Представьте себе такой огромный талант как Морриконе. Он написал музыку к 360 фильмам. Из которых, как мне известно, только десяток он может включить в свою биографию, как приличные. Остальные – только растрачивание времени и таланта».

9. После начала Боснийской войны в 1992 году Горан Брегович был вынужден оставить Боснию и Герцеговину. Сейчас он живет между двух городов - Парижем, где предпочитает проводить время с семьей, и Белградом, где в основном работает над музыкой. Он женат на мусульманке Дженан Суджук и имеет четырех дочерей: Эму, Уну и Лулу, а также Жельку - дочь от прошлых отношений, которая уже успела родить ему внучку.

10. С 1998 года Горан Брегович дает концерты по всему миру со своим «Свадебно-похоронным оркестром» ("Wedding and Funeral Orchestra"). У оркестра несколько составов - малый (около 10 человек) и большой (около 40 человек). Он исполняет традиционную балканскую, цыганскую, болгарскую и т.д. музыку, давая от ста до ста пятидесяти концертов в год. Музыкантов для оркестра Горан Брегович находит по всему миру, так что состав блещет разнообразием - есть почти неграмотные люди, а есть и музыкальные профессора.

11. Хотя Горан Брегович - фанат фолка и традиций, он не чурается современных технологий. Во время выступлений на сцене присутствует компьютерная установка со всеми записанными сессиями, компьютер же помогает записывать музыку во время путешествий. Против чего музыкант выступает - так это против «неживого» звука и замены настоящего инструмента электронными аналогами.

12. В интервью английской газете The Guardian в 2013 году Горан Брегович описал свои мировые гастроли как сочетание выступлений «на лучших фестивалях и концертных площадках мира с заездом в такие дерьмовые места, как Новосибирск». Не стоит, однако, понимать слова музыканта слишком прямолинейно. Если бы Новосибирск и впрямь был так плох, вернулся ли бы Брегович туда в 2014 году? В 2014 году музыкант со своим оркестром в который раз объехал сибирские города, а в 2015-м посетил и столицу.

13. Горан Брегович владеет виноградниками, доставшимися ему по наследству от отца. «Главная проблема - с кем пить вино. Ведь пить нужно с друзьями. Когда у тебя много друзей, есть с кем пить вино, а иначе нельзя. Купил виноградники - значит, у тебя должно быть много друзей».

14. Горан Брегович очень трепетно относится к цыганам и цыганской культуре, считая, что этот народ дал миру очень много, ничего не получив взамен. Последняя на сегодня работа музыканта - пластинка "Champagne for Gypsies" (2012) - дань уважения цыганским музыкальным традициям. В ее записи поучаствовали знаменитые цыгане - группа The Gypsy Kings и вокалист Gogol Bordello Евгений Гудзь.

15. Горан Брегович старается избегать политики: «С музыкой я не обязан представлять ничьи интересы, кроме своих собственных - ведь я говорю на первом языке мира, который понимает каждый - на языке музыки».

zham.ru

Источник: soyuz.ru