«Новые политические реалии Армении»: Армен Манасян
Загрузка
X


«Новые политические реалии Армении»: Армен Манасян

Ежедневник / 10.06.2021
Военное поражение в Нагорном Карабахе основательно подорвало доверие армянского общества к премьер-министру Армении Николу Пашиняну. Его беспрецедентно высокий рейтинг доверия стремительно обрушился после публикации 10 ноября 2021 года трёхстороннего заявления глав государств России, Азербайджана и Армении о прекращении огня и выводе армянских войск из трёх районов «пояса безопасности» сопредельного Нагорному Карабаху.
Политическим крахом Пашиняна решили воспользоваться представители «карабахского» политического клана Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Вместе с лидером парламентской оппозиции Гагиком Царукяном они образовали «Фронт национального спасения», протестными акциями которого с ноября 2020 года по март 2021 года руководил известный в Армении политический деятель Вазген Манукян. Негативное отношение большинства населения к бывшим второму и третьему президентам стали препятствием для формирования массового гражданского движения с требованием отставки Никола Пашиняна. Инициированная в конце февраля начальником Генерального Штаба ВС Армении генерал-полковника Оником Гаспаряном, попытка военного переворота, которую поддержал практически весь состав генерального Штаба и командиры большинства корпусов, также не получила общественного одобрения.
Однако для стабилизации накалившейся до предела внутриполитической ситуации Никол Пашинян был вынужден назначить досрочные парламентские выборы. При этом он не отказался от попытки удержать власть и решил лично возглавить список на досрочных выборах список парти «Гражданский договор». Роберт Кочарян образовал альтернативный Пашиняну полюс политического противостояния, сформировав Блок Армения, состоящий из двух партий: старожила армянской политической системы партии Дашнакцутюн и новообразованной партии «Возрождающаяся Армения».
Таким образом, Вазген Манукян «ушёл в тень», а «Фронт национального спасения» распался, и его другие участники-Серж Саргсян и Гагик Царукян пошли на выборы «отдельными колоннами».
Опросы общественного мнения, проведённые в мае месяце показали, что более половины избирателей не поддерживают ни Пашиняна, ни Кочаряна и не определились в своём выборе. Об участии в выборах заявили 4 блока и 22 партии, в том числе 2 партии: Демократическая партия Армении и партия «Наш дом Армения», которые поддерживаются российскими бизнесменами армянского происхождения. Однако шансы привлечь на свою сторону голоса неопределившихся избирателей у этих партий оцениваются, как низкие. Разочарованная, как в нынешней власти, так и в так называемых «бывших», часть населения ждет новую силу и новую программу. Сказывается также падение вектора доверия к России, поскольку подавляющая часть населения Армении убеждена, что Россия во время 44 дневной войны не выполнила свои союзнические обязательства перед Арменией и поддержала Азербайджан.
На фоне многочисленных новообразованных политических сил, вступивших в предвыборную борьбу, выделяется самый большой избирательный Блок «Свободная Армения», состоящий из 5 партий. В него вошли Армянская конструктивная партия, партия «Объединение национальное самоопределение», Консервативная партия, партия «Национальных демократов» и Зелёная партия Армении. Кандидатом на пост премьер-министра блог выдвигает бывшего политического заключённого Андриаса Гукасяна.
Лидерами «Свободной Армении», также выступают бывший советский диссидент Паруйр Айрикян, известный в Армении оппозиционный деятель Аршак Садоян, ярый националист Микаел Айрапетян и общественный деятель Геворг Арзуманян.
«Свободная Армения» выдвигает программу радикальных перемен во внешней и внутренней политики Армении. В сфере национальной безопасности блок выступает за заключение военно-политического союза с Францией, поэтапное сокращение военных договоров с Россией и ОДКБ, за признание Арцахской Республики и замену в Нагорном Карабахе российских и турецких миротворцев на международные миротворческие силы.
Политическое объединение армянских националистов вокруг идеи смены геополитического вектора военно-политического сотрудничества Армении неслучайно.
Значительная часть армянского общества негативно воспринимает политику России в отношении Армении, полагая что отношения стратегического партнёрства между Россией, Турцией и Азербайджаном несут в себе угрозу армянским национальным интересам. Именно эту часть электората намерена привлечь на свою стороны «Свободная Армения». В предвыборной борьбе за власть большую роль играет фигура Андриаса Гукасяна. Этот молодой политик известен в Армении своими не стандартными политическими ходами. В 2013 году он принял участие в президентских выборах Армении и своими действиями сломал хорошо организованную политическую схему «демократической победы» Сержа Саргсяна. Гукасян эффективно использовал статус независимого кандидата в президенты для предъявления индивидуального протеста против проведения в Армении фиктивных выборов с заранее определёнными результатами. Проведённая этим кандидатом в президенты во время избирательной гонки тридцатидневная голодовка породила протестное голосование избирателей против Сержа Саргсяна и позволила альтернативному кандидату Раффи Ованисяну получить более полумиллиона протестных голосов. Хотя Раффи Ованнисян не смог воспользоваться полученной общественной поддержкой и проиграл поствыборный процесс, однако в общественном сознании армян прочно утвердился политический тезис о необходимости формирования легитимной власти для успешного развития страны.
В 2015 году Гукасян снова спутал карты Сержа Срагсяна во время референдума по реформе конституции. Фронт общественного спасения «Новая Армения», в который входили Раффи Ованисян и Андриас Гукасян выступил против изменения конституции и мобилизовал более 400 тысяч голосов для протестного голосования на этом референдуме.
В Армении, где в голосовании в лучшем случае реально принимают участие около 1 миллиона 200 тысяч избирателей – это достаточно серьёзные результаты.
После «четырёх дневной» апрельской войны 2016 года в Нагорном Карабахе Андриас Гукасян вновь создал для Сержа Срагсяна серьёзную политическую проблему, опубликовав видеозапись проникновения азербайджанских солдат в тыл армянских передовых позиций. Эта публикация вызвала волну негодования в армянском обществе, поскольку выявила дезорганизацию боевого управления и отсутствие оперативной поддержки у армянских солдат, несущих передовое охранение на линии соприкосновения со стороны армейских частей. Чаша терпения Сержа Саргсяна переполнилась и Андриаса Гукасяна арестовали во время протестных акций в июле 2016 года, связанных с захватом полицейского полка в Ереване со стороны вооружённой группы «Сасна Црер». Фиктивность выдвинутого против Гукасяна обвинения была очевидна не только армянскому обществу, но и дипломатическим представительствам США и европейских государств в Армении. Судебный процесс на Гукасяном оказался в центре внимания международного сообщества и, что беспрецедентно для Армении, на каждом судебном заседании присутствовали послы европейских государств. Фактически Андриасу Гукасяну удалось использовать уголовное преследование и арест для своего продвижения в западных политических кругах. Нет ничего удивительного, что сегодня он представлен избирательным блоком армянских националистов в качестве кандидата в премьер-министры с убедительной программой смены внешнеполитического курса Армении.
Избирательная гонка на досрочных выборах, выявила внутренний расклад сил, который уже показывает, что Армения начинает свой дрейф в направлении Запада. Господствующее в российских аналитических кругах представления, что Армения не имеет альтернативы российскому выбору в своей внешней политике может быть опровергнуто уже в самое ближайшее время. Винить за этот очередной геополитический проигрыш надо будет не Армению, а Россию, которая своей политикой на Южном Кавказе сегодня фактически отталкивает Армению в объятия Франции и США.